Мероприятия

Заключение на проект решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Заключение контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир на проект решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 14 февраля 2008 года №395 (с учетом изменений) (далее - Положение о бюджетном процессе), Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования город Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 27 декабря 2011 года №280 и иных действующих нормативно-правовых актов.

Цель проведения экспертизы - определение достоверности и обоснованности формирования показателей проекта решения Армавирской городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Задачами предварительного контроля формирования проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

определение соответствия действующему законодательству проекта решения, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Армавирскую городскую Думу;

оценка эффективности проекта местного бюджета как инструмента социально-экономической политики муниципального образования, его соответствия положениям ежегодного Бюджетного послания Президента Российской Федерации, условиям среднесрочного бюджетного планирования, а так же требованиям бюджетной, налоговой и финансовой политики;

оценка качества прогнозирования доходов местного бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики.

1.Нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса муниципального образования город Армавир

Проект бюджета представлен в Армавирскую городскую Думу 12 ноября 2013 года, то есть в срок, установленный статьей 185 Бюджетного кодекса РФ.

Одновременно с проектом решения о местном бюджете предоставлены:

- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир;

- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования город Армавир за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития муниципального образования город Армавир за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Армавир;

- прогноз основных характеристик местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

- пояснительная записка к проекту решения о местном бюджете;

- верхний предел муниципального долга на 1 января 2015 года, на 1 января 2016 и 2017 годов;

- проект программы муниципальных заимствований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

- проект программы муниципальных гарантий на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

- оценка ожидаемого исполнения местного бюджета за 2013 год;

- итоговый документ публичных слушаний к проекту решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

  1. 2.Соответствие проекта бюджета нормам бюджетного законодательства.

2.1.         В соответствии с п.1 статьи 184.1 БК РФ в проекте решения содержатся основные характеристики местного бюджета:

  • на 2014год:

общий объем доходов бюджета – 2 487 864,4 тыс. руб.

общий объем расходов бюджета – 2 487 864,4 тыс. руб.

дефицит местного бюджета – 0 тыс. руб.

  • на 2015 и на 2016 год:

общий объем доходов бюджета – 2 711 850,0тыс. руб. (2015г.),

 2 723 217,9тыс. руб. (2016г.)

общий объем расходов бюджета 2 711 850,0тыс. руб. (2015г.),

 2 723 217,9тыс. руб. (2016г.)

дефицит местного бюджета на 2015год – 0 тыс. руб., на 2016 год – 0 тыс. руб.

Объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета, тем самым при планировании бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов соблюден принцип сбалансированности бюджета (исполнена статья 33 БК РФ).

2.2. В соответствии с п.9 статьи 184.1 БК РФ проектом предлагается к утверждению:

- перечень и коды главных администраторов доходов местного бюджета, источников финансирования дефицита местного бюджета, закрепляемые за ними виды доходов местного бюджета и коды классификации источников финансирования дефицита местного бюджета,

- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам целевым статьям, группам и подруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2014 год, на 2015 и 2016 годы,

- ведомственная структура расходов местного бюджета на 2014 год, на 2015 и 2016 годы в разрезе 12-ти главных распорядителей бюджетных средств,

- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: на 2014 год – 82 804,8 тыс. руб., на 2015год – 93 518,2 тыс. руб., на 2016 год – 102 102,6 тыс. руб.

- объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы на 2014 год в сумме 1 328 032,2 тыс. руб., на 2015 год – 1 523 869,2 тыс. руб., на 2016 год – 1 499 970,6 тыс. руб. Безвозмездные поступления запланированы в объеме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций в соответствии с проектом закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»

- общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода в сумме 137537,6 тыс. руб. и на второй год планового периода в сумме 152360,0 тыс.руб. Общий объем условно утверждаемых расходов установлен в соответствии со статьей 184.1 БК РФ: на 2015 год не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение) и на 2016 год не менее 5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

- источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Предусмотренные проектом источники финансирования дефицита бюджета соответствуют статье 96 БК РФ.

- верхний предел муниципального долга на 01.01.2015г. – 736 145,9 тыс.руб., на 01.01.2016г. – 736 145,9 тыс.руб., на 01.01.2017г. – 736 145,9 тыс.руб.

2.3. В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса РФ проектом установлены размеры резервного фонда администрации муниципального образования город Армавир на 2014 год – 2000,00 тыс. руб., на 2015 год – 2000,0 тыс. руб., на 2016 год – 2000,0 тыс. руб.

Размер резервного фонда не превышает установленное статьей 81 БК РФ ограничение 3% общего объема расходов.

2.4. В проекте решения учтены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению предельных показателей муниципального долга, а также предусмотрены ассигнования на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, составляющих муниципальный долг.

В соответствии со ст.107 Бюджетного кодекса РФ объем муниципального долга предлагается к установлению в сумме 880 000,0 тыс.руб. на каждый год планового периода. Объем муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям статьи 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга предлагается установить в объеме 48 000,0 тыс. руб. на каждый год прогнозного периода 2014-2016гг. Запланированный объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15 % объема расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, что соответствует требованиям статьи 111 БК РФ.

2.5.         Программой муниципальных заимствований, являющейся в соответствии со статьей 110.1. Бюджетного кодекса РФ приложением к решению о бюджете, планируется привлечение кредитов в 2014 году в сумме 508 000,0 тыс.руб., в том числе бюджетных кредитов, полученных за счет средств краевого бюджета в объеме 428000,0 тыс. руб., кредитов кредитных организаций в сумме 80 000,0 тыс. руб. Погашение основного долга предусмотрено в полном объеме в сумме 508 000,0 руб..

 На плановый период 2015-2016 годов также планируется привлечение кредитов в сумме по 676 000,0 тыс.руб. ежегодно, в том числе бюджетных кредитов, полученных за счет средств краевого бюджета в объеме 428000,0 тыс. руб., кредитов кредитных организаций в сумме 248 000,0 тыс. руб. Погашение основного долга предусмотрено в полном объеме в сумме 676 000,0 руб.ежегодно.

В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципальных заимствований не превышает сумму, направляемую в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств муниципального образования.

2.6.    Так же в проекте предлагается к утверждению объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования город Армавир в сумме 25799,2 тыс. руб. на 2014 год, 24165,8 тыс. руб. на 2015год и 26582,3 тыс. руб. на 2016 год. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, данные бюджетные ассигнования предусматриваются в объеме доходов от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Таким образом, проект решения о местном бюджете в целом сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир.

Нарушений бюджетного законодательства при оценке текстовой части и структуры проекта решения о бюджете не выявлено.

  1. 3.Основные характеристики местного бюджета.

Рассматриваемый Проект местного бюджета сформирован с учетом доходов и расходов, осуществляемых за счет субвенций и дотаций из бюджета Краснодарского края в соответствии с проектом Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

В связи с тем что, предусмотреть безвозмездные поступления в виде субсидий на софинансирование расходов по решению вопросов местного значения на момент рассмотрения проекта бюджета не представляется возможным, для объективной оценки показателей местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, прогнозные данные сопоставлялись с отчетными показателями исполнения местного бюджета за 2012 год, а так же с первоначальным планом и оценкой текущего 2013 года.

Динамика основных характеристик местного бюджета города Армавира за период с 2012 года по 2016 год:

Табл.3.1.

(млн. руб.)

Основные характеристики бюджета

Отчет 2012 год

2013 год

Темп роста оценка. 2013г к факту 2012г.,%

Проект решения на

2014 год

плановый период

Первоначальный план

оценка

проект

Темп роста 2014г.к оценке 2013г.,%в

Темп роста 2014г.к 2013г.,%в сопоставимых условиях.

2015 года

Темп роста 2015г.к 2014г.,%

2016 года

Темп роста 2016г. к 2015г.,%

Доходы, всего

3 122,5

2129,4

3328,6

106,6

2487,9

74,7

116,8

2711,9

109,0

2723,2

100,4

Расходы, всего

3 275,1

2129,4

3385,7

103,4

2487,9

73,5

116,8

2711,9

109,0

2723,2

100,4

Дефицит

152,6

0,0

147,1

96,4

0,0

*

100

0,0

100

0,0

100

Верхний предел муниципального долга на конец года

736,0

676,1

847,11

(согласно решения АГД о местном бюджете на 2013г)

115

736,1

86,9

108,9

736,1

100

736,1

100

 

В оценке показателей 2013 года, рост доходов по отношению к отчетным данным 2012 года составит 106,6%, расходов – 103,4%, объема дефицита -96,4%.

Объем доходов в 2014 году планируются на 25,3% меньше, чем ожидается в 2013 году, объем расходов соответственно на 26,5%. Это обусловлено тем, что показатели оценки доходов и расходов местного бюджета за 2013 год отражены с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета.

В сравнении с сопоставимыми показателями первоначального плана основных характеристик местного бюджета на 2013 год, в плановом периоде 2014 года ожидается рост доходов и расходов на 16,8%, темп роста верхнего предела муниципального долга составит 108,9%.

По сравнению с прогнозируемыми показателями на 2014 год, в плановом периоде 2015 года прогнозируется прирост доходов и расходов бюджета на 9%.

В 2016 году по сравнению с прогнозируемыми показателями на 2015 год, темп роста доходов и расходов составит 100,4%.

Верхний предел муниципального долга на конец каждого года планового периода планируется без изменений в сумме 736,1 млн.руб..

 

  1. 4.Доходная часть местного бюджета

В соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета основано на:

• Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

• Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014-2016 годы;

• Основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

4.1. Анализ основных изменений бюджетного и налогового законодательства, влияющих на формирование доходной части местного бюджета.

Доходная часть бюджета рассчитывалась исходя из норм действующего бюджетного и налогового законодательства, с учетом соответствующих изменений и дополнений. Из них изменения направленные на пополнение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета:

1).с 1 января 2014 года в местный бюджет полностью (ранее – 80%) переходят поступления от продажи земельных участков и доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

2) с 1 января 2014 года в связи с созданием муниципального дорожного фонда, в местный бюджет будет поступать часть доходов от акцизов на нефтепродукты;

3) с 1 января 2016 года увеличивается норматив зачисления в местный бюджет доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%.

Изменения, направленные на снижение налоговых доходов местного бюджета, касаются сокращения размера норматива отчислений от основного налогового источника местного бюджета - налога на доходы физических лиц. Данное изменение связано с передачей с 2014 года с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования.

Кроме того, по специальным налоговым режимам предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и полная ее отмена с 1 января 2018 года.

4.2. Анализ Прогноза социально–экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014–2016 годы и прогноза доходной части местного бюджета на указанный период.

Анализ прогноза социально – экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014– 2016 годы (далее-Прогноз) и ожидаемых итогов социально – экономического развития муниципального образования город Армавир за 2013 год (в оценке) показал, что при разработке местного бюджета за основу взят сценарий социально-экономического развития муниципального образования, который предполагает рост основных показателей:

- прибыль прибыльных предприятий – 102,7% (2014г.), 114,8% (2015г.), 122,7% (2016г.)

- фонд оплаты труда – 112% (2014г.), 110% (2015г.), 107,8% (2016г.).

Следует отметить, что темпы роста налога на прибыль организаций на 2015 и 2016 годы заложены в Проект местного бюджета выше темпов роста прибыли прибыльных предприятий отраженных в Прогнозе, что свидетельствует о напряженности плановых объемов по указанному налогу.

Вместе с тем, согласно пояснительной записке к проекту бюджета, прогноз доходов местного бюджета по налогу на доходы физических лиц составлен в сопоставимых условиях с темпом роста 109,3% на 2014год, 109,1% на 2015год и 109,3% на 2016год. При сравнении с оценкой 2013 года, с учетом изменения нормативов зачисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет, в прогнозных значениях на 2014 и 2015 годы наблюдается превышение темпов роста фонда заработной платы над темпами роста налога на доходы физических лиц. Это свидетельствует о наличии резервов по указанному налогу в 2014году и, соответственно, в плановом периоде 2015 года.

Согласно проекту местного бюджета, прогнозируемый общий объем доходов местного бюджета на 2014 год составляет 2 487 864,5 тыс. руб., что на 16,8% больше первоначального плана на 2013 год и на 23,2% или на 750800 тыс. руб. ниже ожидаемого в 2013 году исполнения местного бюджета по доходам.

Динамика и структура доходов местного бюджета

 за период с 2012 по 2016 годы

Табл.4.1


Показатель

2012 год (отчет)

2013 год (план)

2013 год (оценка)

2014 год (прогноз)

2015 год (прогноз)

2016 год (прогноз)

Сумма,

млн.

руб.

ССтруктура,%

 

Сумма,

млн.

руб.

ССтруктура,%

 

Сумма,

млн.

руб.

ССтруктура,%

 

Сумма,

млн.

руб.

 

ССтруктура,%

 

Темп роста к оценке 2013г,,%

Темп роста к плану 2013г.,%

Сумма,

млн.

руб.

ССтруктура,%

 

Темп роста к 2014 году,%

Сумма,

млн.

руб.

ССтруктура,%

 

Темп роста к 2015 году,%

ВСЕГО ДОХОДОВ, в т.ч.:

3122

100

2129,4

100

3238,7

100

2487,9

100

76,8

116,8

2711,9

100

109

2723,2

100

100,4

1.Налого

вые и неналого

вые доходы, из них:

1177,1

37,7

1230,0

57,8

1247,1

38,5

1159,8

46,6

93,0

94,5

1188,0

43,8

102,4

1223,2

44,9

103,0

налоговые доходы

855,9

27,4

896,5

42,1

890,2

27,5

841,1

33,8

94,5

93,8

870,1

32,1

103,4

916,2

33,6

105,3

неналоговые доходы

321,2

10,3

333,5

15,7

356,9

11,0

318,7

12,8

89,3

95,6

317,9

11,7

99,7

307,0

11,3

96,6

2.Безвозмезд

ные поступле

ния

1945,4

62,3

899,4

42,2

1991,6

61,5

1328,0

53,4

66,7

147,7

1523,9

56,2

114,8

1500,0

55,1

98,4

 

млн.руб.

 

Как уже было отмечено выше, снижение планируемого объема доходов в сравнении с оценкой поступлений в 2013 году обусловлено тем, что показатели оценки текущего года отражены с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета, в то время как, на момент внесения проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016гг., доходы могут быть предусмотрены без учета безвозмездных поступлений на софинансирование расходов при решении вопросов местного значения.

Прогнозируемый объем доходов на 2015 год составляет 2 711 850,0 тыс. руб., что на 223 985,5 тыс. руб. больше по сравнению с планом доходов бюджета на 2014 год, с темпом роста 109%.

Доходы на 2016 год составят 2 723 217,9 тыс. руб., что на 11367,9 тыс. руб. больше, чем в 2015 году, с темпом роста 100,4%.

Анализ прогнозируемой динамики и структуры доходной части местного бюджета за вышеуказанный период показал постепенное сокращение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и рост безвозмездных поступлений из краевого бюджета.

Так, в 2014 году темп роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (далее- собственных доходов) к оценке 2013 года составляет 93%, темп роста безвозмездных поступлений в сопоставимых условиях к плану 2013г. составляет 147,7%.

В 2015 году к плану 2014 года темпы роста собственных доходов (102,4%), ниже темпов роста безвозмездных поступлений (114,8%).

То есть в прогнозируемом периоде на 2014 и 2015 годы планируется рост зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации, в том числе и по причине передачи на краевой уровень финансирования отдельных полномочий в сфере дошкольного образования.

 

4.3.         Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета

Одной из основных задач налоговой политики муниципального образования город Армавир на очередной финансовый год и двухлетний плановый период является увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня налоговых и неналоговых доходов.

С учетом изменений действующего законодательства, представленный проект местного бюджета отражает тенденцию сокращения собственных доходов в 2014 году на 7% (-87176,8 тыс. руб.) к ожидаемым поступлениям в 2013 году.

В плановом периоде 2015 и 2016 годов предусматривается рост собственных доходов на 2% (+28148,6тыс.руб.) в 2015году к проекту бюджета на 2014 год, и на 3% (+35266,5тыс. руб.) к проекту бюджета на 2015 год.

 

Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета

Табл.4.2. тыс.руб.

Наименование дохода

2013 оценка

2014

темп роста к 2013,%

2015

темп роста к 2014,%

2016

темп роста к 2015,%

Доходы, всего, тыс.рублей

1247009

100%

1159832,2

100%

93%

1187980,8

100,0%

102%

1223247,3

100,0%

103%

Налог на прибыль

18700

1%

19200

2%

103%

22050

1,9%

115%

27400,0

2,2%

124%

НДФЛ

610000

49%

535000

46%

88%

569600

47,9%

106%

609400,0

49,8%

107%

Акцызы на нефтепродукты

0

 

25799,2

2%

2%

24165,8

2,0%

94%

26582,3

2,2%

110%

ЕНВД

109700

9%

102855

9%

94%

93915

7,9%

91%

91865,0

7,5%

98%

Единый сельскохозналог*

4190

0%

3800

0%

91%

4350

0,4%

114%

4500,0

0,4%

103%

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогооблож.

50

0%

50

0%

100%

55

0,0%

110%

60,0

0,0%

109%

Налог на имущество физических лиц

15000

1%

21000

2%

140%

21930

1,8%

104%

22200,0

1,8%

101%

Земельный налог

120000

10%

120585

10%

100%

121000

10,2%

100%

121000,0

9,9%

100%

Государственная пошлина*

12500

1%

12800

1%

102%

13000

1,1%

102%

13200,0

1,1%

102%

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

10

0%

3

0%

30%

0

 

0%

0,0

 

 

Итого налоговые доходы

890150

71%

841092,2

73%

94%

870065,8

73,2%

103%

916207,3

74,9%

105%

Доходы по акциям, принадлежащим городским округам

460

0%

500

0%

109%

500

0,0%

100%

500,0

0,0%

100%

Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков*

127700

10%

159360

14%

125%

161750

13,6%

101%

164990,0

13,5%

102%

Арендная плата, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов

4300

0%

1680

0%

39%

1715

0,1%

102%

1750,0

0,1%

102%

Аренда имущества

41000

3%

41000

4%

100%

41000,0

3,5%

100%

41000,0

3,4%

100%

Часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП

3275

0%

500,0

0%

15%

500,0

0,0%

100%

500,0

0,0%

100%

Прочие поступления от использования имущества

4500

0%

3600,0

0%

80%

3630,0

0,3%

101%

3650,0

0,3%

101%

Плата за негативное воздействие на окружающую среду*

7800

1%

8000,0

1%

103%

8320,0

0,7%

104%

8500,0

0,7%

102%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

4000

0%

4000,0

0%

100%

4200,0

0,4%

105%

4400,0

0,4%

105%

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

86824

7%

45000,0

4%

52%

40000,0

3,4%

89%

25000,0

2,0%

63%

Доходы от продажи земельных участков

59000

5%

37000,0

3%

63%

37500,0

3,2%

101%

37500,0

3,1%

100%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба*

14000

1%

14100,0

1%

101%

14800,0

1,2%

105%

15250,0

1,2%

103%

Прочие неналоговые доходы

4000

0%

4000,0

0%

100%

4000,0

0,3%

100%

4000,0

0,3%

100%

Итого неналоговые доходы

356859

29%

318740,0

27%

89%

317915,0

26,8%

100%

307040,0

25,1%

97%

Основу бюджетных поступлений в период 2014-2016 годы составляют налоговые доходы, которые в структуре собственных доходов занимают более 73%.

На основании оценки структуры и динамики собственных доходов местного бюджета следует подчеркнуть, что обеспечение прогнозируемых параметров местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планируется с увеличением налоговой нагрузки на экономику города.

За анализируемый период темпы роста налоговых доходов превышают темпы роста неналоговых доходов, в результате чего к 2016 году доля налоговых доходов планируется в размере 75% от общего объема собственных доходов.

Несмотря на изменения налогового и бюджетного законодательства, повлекшие сокращение налоговых доходов, основная доля в общей сумме поступлений собственных доходов по-прежнему запланирована на три налога, это:

- налог на доходы физических лиц

2014 год 535000 тыс. руб. (46% в сумме поступлений, темп роста 88%)

2015 год 569600 тыс. руб. (47,9% в сумме поступлений, темп роста 106%)

2016 год 609400 тыс. руб. (49,8% в сумме поступлений, темп роста 107%)

- земельный налог

2014 год 120585 тыс. руб. (10% в сумме поступлений, темп роста 100%)

2015 год 121000 тыс. руб. (10,2% в сумме поступлений, темп роста 100%)

2016 год 121000 тыс. руб. (9,9% в сумме поступлений, темп роста 100%)

- единый налог на вмененный доход

2014 год 102855 тыс. руб. (9% в сумме поступлений, темп роста94%)

2015 год 93915 тыс. руб. (7,9% в сумме поступлений, темп роста 91%)

2016 год 91865 тыс. руб. (7,5% в сумме поступлений, темп роста 98%).

Основу неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

- арендная плата за землю

 2014 год 159360 тыс. руб. (14% в сумме поступлений, темп роста 125%)

 2015 год 161750 тыс. руб. (13,6% в сумме поступлений, темп роста 101%)

 2016 год 164990 тыс. руб. (13,5% в сумме поступлений, темп роста 102%)

Темп роста доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2014 году предусмотрен с учетом перехода поступлений в местный бюджет с 80% на 100%.

- арендная плата за имущество 41000 тыс. руб. на каждый год прогнозируемого периода с темпом роста 100% .(4% в сумме поступлений в 2014г., 3,5% в 2015г.,3,4% в 2016г. )

- доходы от реализации имущества

 2014 год 45000 тыс. руб. (4% в сумме поступлений, темп роста 52%)

 2015 год 40000 тыс. руб. (3,4% в сумме поступлений, темп роста 89%)

 2016 год 25000 тыс. руб. (2,0% в сумме поступлений, темп роста 63%)

Прогнозом подтверждается снижение объемов доходов местного бюджета от продажи муниципального имущества, так как ежегодно осуществляется сокращение площадей муниципальных нежилых помещений в связи с их отчуждением в рамках реализации Программ приватизации и выкупом субъектами малого и среднего предпринимательства, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

 

Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2013-2016 года

Табл.5.1.

№ п/п

Наименование

 2013 год, оценка

 2014 год

 2015 год

 2016 год

ИТОГО

Структура %

ИТОГО

Структура %

отклонение к 2013 году (гр.5-гр.3)

ИТОГО

Структура %

отклонение к 2014 году (гр.8-гр.5)

ИТОГО

Структура %

отклонение к 2015 году (гр.11-гр.8)

 

Всего расходов, в.ч.:

3385711

100

2487864

100

-897846

2711850

100

223986

2723218

100

11368

1

Общегосударственные вопросы

282138

8

231232

9

-50906

213462

8

-17770

213700

8

237

2

Национальная оборона

280

0

51

0

-229

51

0

0

51

0

0

3

Нац.безопасность, правоохранительная деятельность

26966

1

28100

1

1134

28100

1

0

28100

1

0

4

Национальная экономика

187931

6

41403

2

-146528

36249

1

-5153

37386

1

1137

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

454541

13

238696

10

-215845

153142

6

-85554

153142

6

0

6

Образование

1751175

52

1383383

56

-367792

1574745

58

191363

1528913

56

-45832

7

Культура и кинематография

143411

4

166954

7%

23543

145289

5

-21665

145289

5

0

8

Здравоохранение

311134

9

171590

7

-139544

179005

7

7415

184319

7

5314

9

Социальная политика

99339

3

98472

4

-867

101099

4

2627

104672

4

3573

10

Физическая культура и спорт

80797

2

79985

3

-812

64000

2

-15985

64000

2

0

11

Обслуживание муниципального долга

48000

1

48000

2

0

48000

2

0

48000

2

0

12

Условно-утвержденные расходы

0

0

0

0

0

168708

6

168708

215647

8

46939

 

  1. 5.Расходная часть местного бюджета

Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, объем и структура расходов местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы с учетом возможностей доходной базы и установленными расходными обязательствами.

В целом расходы местного бюджета на 2014 год запланированы в объеме 2 487,9 млн. руб., что в сопоставимых условиях на 358,5 млн.руб. больше, чем было предусмотрено первоначальным планом расходов на 2013 год (см. табл.3.1.).

В связи с тем, что расходы, как и доходы, запланированы с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета, расходная часть бюджета на 2014 год меньше, чем ожидается в 2013 году на 897,8 млн. руб.

В 2015 году расходная часть бюджета спроектирована с увеличением к уровню 2014 года на 224,0 млн.руб.или на 9%. В 2016 году – с приростом к уровню 2015 года в размере 11,3 млн. руб. или на 0,4%.

В процессе формирования расходной части бюджета, бюджетные назначения на финансирование расходов на 2014 год распределены по 11-ти разделам классификации расходов, на плановый период 2015 и 2016 годов распределены по 12 разделам классификации расходов.

Разделы и подразделы классификации расходов местного бюджета определены в соответствии с требованиями статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Анализ распределения бюджетных ассигнований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов местного бюджета показал, что приоритетным направлением финансирования расходов местного бюджета является социальная сфера, что соответствует основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, предусмотренным Бюджетным посланием Президента РФ.

                Структура расходов местного бюджета по разделам классификации расходов на 2014 год выглядит следующим образом:

1. Социальная сфера 76 % (1 900,4 млн. руб.), оценка 2013 года – 71% (2385,9 млн.руб.)

2.Национальная экономика, общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность и пр. 14% (348,8 тыс.руб.), оценка 2013 года 16% (545,3 млн.руб.)

3. Жилищно-коммунальное хозяйство 10% (238,7 млн.руб.), оценка 2013 года 13% (454,5млн.руб.)

 

Анализ расходов местного бюджета на 2014 год в сравнении с ожидаемым исполнением в 2013 году показал постепенное увеличение доли расходов на социальную сферу с 71% в 2013 году до планируемых 76% в 2014 году.

Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство изменяется с динамикой снижения с 13% от общей суммы расходов в 2013 году, до планируемых 10% в 2014 году.

Доля расходов по разделам национальная экономика, общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность и прочие так же запланирована со снижением с 16% в 2013 году до планируемых 14% в 2014 году.

В плановом периоде 2015-2016 годов сохранится преемственность в приоритетности бюджетных расходов. Так, доля расходов на социальную сферу (без учета условно-утвержденных расходов) в 2015 году планируется в объеме 72% (в абсолютной величине 2064,1млн.руб.). В 2016 году доля расходов на социальную сферу составит 74% (в абсолютной величине 2027,2 млн.руб.)

 

В разрезе отраслей социальной сферы основную долю расходов планируется направить на отрасль «Образование» 72,8% в 2014 году, 76,3% в 2015 и 75,4% в 2016 году.

Анализ расходов в социально–культурной сфере

на плановый период 2014-2016 годов

Табл.5.2.

Наименование

Проект бюджета

2014 год, тыс.руб.

%

2015 год, тыс.руб.

%

2016 год, тыс.руб.

%

Социальная сфера, всего

в том числе

1900383

100

2064137,5

100

2027192,8

100

Образование

1383383

72,8

1574745

76,3

1528913

75,4

Культура и кинематография

166954

8,8

145289

7,0

145289

7,2

Здравоохранение

171590

9,0

179005

8,7

184319

9,1

Социальная политика

98472

5,2

101099

4,9

104672

5,2

Физическая культура и спорт

79985

4,2

64000

3,1

64000

3,1

Пояснения к формированию бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов, в том числе и по ведомствам, достаточно подробно приведены в соответствующих разделах пояснительной записки к проекту местного бюджета.

Анализ ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, показывает, что в плановом трехлетнем бюджетном периоде исполнение расходных обязательств бюджета города будут осуществлять 12 главных распорядителей бюджетных средств.

Финансирование муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

В соответствии с положением статей 69.1, 69,2, 78,1, 174,2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в проекте местного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг.

Всего в расходной части местного бюджета на выполнение муниципальных заданий учреждений и обеспечение их деятельности в 2014 году предусмотрено средств 1 650 334,6 тыс.руб., что составляет 66% от общего объема расходов местного бюджета.

Обеспеченность в проекте решения о бюджете средствами в объёме субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципальных заданий является одним из методов ориентации указанных учреждений, на достижение установленных количественных и качественных результатов предоставления муниципальных услуг (работ).

В вязи с чем, результативность использования вышеуказанных бюджетных ресурсов должна зависеть от повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и достижения ими заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств.

Муниципальные целевые программы

В бюджетном послании  Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г."О бюджетной политике в 2014-2016 годах" отмечено, что до настоящего времени не завершен полный переход к долгосрочному бюджетному планированию. На муниципальном уровне переходный период должен быть завершен до конца 2014 года.

Учитывая переходный период по формированию "программного" бюджета, в проекте местного бюджета на 2014 год предусмотрены незначительные ассигнования на финансирование 12-ти муниципальных целевых программ, утвержденных до внесения проекта местного бюджета с общим объемом финансирования 20 317,4 тыс. руб., что составляет 0,8% от общих расходов местного бюджета на данный период.

В связи с этим, одним из стратегических ориентиров в бюджетной политике муниципального образования город Армавир должно стать формирование долгосрочной стратегии развития программно-целевого принципа организации деятельности органа исполнительной власти. При этом мероприятия, запланированные в рамках муниципальных программ, должны быть взаимоувязаны с финансовыми ресурсами для их осуществления.

В то же время конечная эффективность "программного" бюджета должна зависеть от качества муниципальных программ, а так же механизмов контроля за их реализацией.

Выводы и предложения:

1. Перечень материалов и документов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и Положению о бюджетном процессе.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета основано на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014-2016 годы, а так же основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

3. Правильность применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении проекта бюджета соответствует ст.18 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказу Минфина РФ от 21 декабря 2012 г. N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы».

2. Анализ прогнозируемой динамики и структуры доходной части местного бюджета в сравнении с отчетными показателями за 2012 год, а так же с первоначальным планом и оценкой текущего 2013 года, показал постепенное сокращение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и рост безвозмездных поступлений из краевого бюджета.

В связи с чем, в прогнозируемом периоде на 2014 и 2015 годы планируется рост зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации, в том числе и по причине передачи на краевой уровень финансирования отдельных полномочий в сфере дошкольного образования.

Анализ прогноза социально–экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014– 2016 годы и ожидаемых итогов социально–экономического развития муниципального образования город Армавир за 2013 год (в оценке) показал, что темпы роста налога на прибыль организаций на плановый период заложены в Проект местного бюджета выше, чем темпы роста прибыли прибыльных предприятий утвержденные Прогнозом, что свидетельствует о напряженности плановых объемов по указанному налогу. Вместе с тем, при сравнении с оценкой 2013 года, с учетом изменения нормативов зачисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет, в прогнозных значениях на 2014 и 2015 годы наблюдается превышение темпов роста фонда заработной платы над темпами роста налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о наличии резервов по налогу на доходы физических лиц.

3. Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, предусмотренный статьей 33 Бюджетного кодекса, объем и структура расходов местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы с учетом возможностей доходной базы и установленными расходными обязательствами.

Разделы и подразделы классификации расходов местного бюджета определены в соответствии с требованиями статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4. Анализ распределения бюджетных ассигнований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов местного бюджета показал, что приоритетным направлением финансирования расходов местного бюджета является социальная сфера, что соответствует основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, предусмотренным Бюджетным посланием Президента РФ.

Так, доля расходов местного бюджета на социальную сферу планомерно увеличивается с 71% в 2013 году до прогнозных 76% в 2014 году.

В то же время, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, общегосударственные вопросы и другие разделы прогнозируется с динамикой снижения.

5. В соответствии с положением статей 69.1, 69,2, 78,1, 174,2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в проекте местного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг.

Обеспеченность в проекте решения о бюджете средствами в объёме данных субсидий является одним из методов ориентации указанных учреждений, на достижение установленных количественных и качественных результатов предоставления муниципальных услуг (работ).

6. Одним из стратегических ориентиров в бюджетной политике, отраженных в Бюджетном послании Президента РФ, остается формирование и реализация долгосрочной стратегии развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти.

Учитывая переходный период по формированию "программного" бюджета, в проекте местного бюджета на 2014 год предусмотрены незначительные ассигнования на финансирование 12-ти муниципальных целевых программ, утвержденных до внесения проекта местного бюджета.

7. Нарушений бюджетного законодательства при оценке текстовой части, структуры проекта решения о бюджете, а так же нарушений ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, не установлено. Так:

-в соответствии с п.9 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода установлен не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение) и на 2016 год не менее 5% от общего объема вышеуказанных расходов.

- предусмотренные проектом источники финансирования дефицита бюджета соответствуют статье 96 БК РФ.

- размер резервного фонда, предлагаемый к утверждению, не превышает установленное статьей 81 Бюджетного кодекса РФ ограничение 3% от общего объема расходов.

-в проекте решения учтены требования Бюджетного кодекса РФ по установлению предельных показателей муниципального долга, а также предусмотрены ассигнования на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, составляющих муниципальный долг.

- объем муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.

- запланированный объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15 % объема расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, что соответствует требованиям статьи 111 Бюджетного кодекса РФ.

- в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципальных заимствований не превышает сумму, направляемую в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств муниципального образования.

Таким образом, проект решения о местном бюджете в целом сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента РФ, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир.

Вместе с тем, по результатам проведенной экспертизы, контрольно-счетная палата муниципального образования город Армавир рекомендует следующее:

1. В целях сокращения роста зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации:

- главным администраторам (администраторам) доходов, главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств и иным участникам бюджетного процесса направить консолидированные усилия на увеличение доходного потенциала налоговой системы, повышение уровня налоговых и неналоговых доходов и выполнение плановых показателей поступления доходов в местный бюджет и снижение недоимки по администрируемым платежам;

2. В целях повышения результативности использования бюджетных ресурсов, повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств, главным распорядителям бюджетных средств необходимо:

- при формировании бюджетных проектировок, в случае недостаточности средств для финансового обеспечения бюджетных приоритетов, оптимизировать другие расходы, принятие новых расходных обязательств должно быть обоснованным и крайне взвешенным;

- осуществлять формирование муниципальных заданий исходя из оценки потребностей физических и юридических лиц в услугах, при этом бюджетное финансирование должно быть увязано с показателями выполнения учреждениями муниципальных заданий и соблюдением ими требований к качеству муниципальных услуг;

- оптимизировать расходы муниципальных учреждений в соответствии с потребностями населения в услугах.

3. В целях перехода к "программному" бюджету, соответствующим структурным подразделениям администрации муниципального образования город Армавир в течение очередного финансового года необходимо завершить работу по разработке проектов муниципальных программ, охватывающих все направления социальной и экономической политики муниципального образования город Армавир.

Муниципальные программы должны стать главным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Мероприятия, запланированные в рамках муниципальных программ, должны быть взаимоувязаны с финансовыми ресурсами для их реализации. В то же время, конечная эффективность "программного" бюджета должна зависеть от качества муниципальных программ, а так же механизмов контроля за их реализацией.

4. В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета, экономии бюджетных средств, сохранения умеренной долговой нагрузки и соблюдения требований ст.136 Бюджетного кодекса РФ:

- не допускать образование просроченной кредиторской задолженности, а в случае её наличия – проводить планомерную работу по ее сокращению,

- не принимать к исполнению расходные обязательства не связанные с решением вопросов, отнесенных действующим законодательством к полномочиям органа местного самоуправления.

Подводя основные итоги рассмотрения проекта решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», контрольно-счетная палата муниципального образования город Армавир считает возможным принять представленный проект с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Настоящее заключение составлено в 3-х экземплярах.

Председатель контрольно-счетной палаты

муниципального образования город Армавир Е.А.Кузнецова

Вы здесь: Главная Деятельность КСП Мероприятия Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Мероприятия за 2013 год Заключение на проект решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»