Заключение на проект решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- Подробности
- Категория: Мероприятия за 2013 год
- Опубликовано 05 Февраль 2014
Заключение контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир на проект решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 14 февраля 2008 года №395 (с учетом изменений) (далее - Положение о бюджетном процессе), Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования город Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 27 декабря 2011 года №280 и иных действующих нормативно-правовых актов.
Цель проведения экспертизы - определение достоверности и обоснованности формирования показателей проекта решения Армавирской городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Задачами предварительного контроля формирования проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
определение соответствия действующему законодательству проекта решения, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Армавирскую городскую Думу;
оценка эффективности проекта местного бюджета как инструмента социально-экономической политики муниципального образования, его соответствия положениям ежегодного Бюджетного послания Президента Российской Федерации, условиям среднесрочного бюджетного планирования, а так же требованиям бюджетной, налоговой и финансовой политики;
оценка качества прогнозирования доходов местного бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики.
1.Нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса муниципального образования город Армавир
Проект бюджета представлен в Армавирскую городскую Думу 12 ноября 2013 года, то есть в срок, установленный статьей 185 Бюджетного кодекса РФ.
Одновременно с проектом решения о местном бюджете предоставлены:
- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир;
- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования город Армавир за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития муниципального образования город Армавир за текущий финансовый год;
- прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Армавир;
- прогноз основных характеристик местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- пояснительная записка к проекту решения о местном бюджете;
- верхний предел муниципального долга на 1 января 2015 года, на 1 января 2016 и 2017 годов;
- проект программы муниципальных заимствований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- проект программы муниципальных гарантий на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- оценка ожидаемого исполнения местного бюджета за 2013 год;
- итоговый документ публичных слушаний к проекту решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
- 2.Соответствие проекта бюджета нормам бюджетного законодательства.
2.1. В соответствии с п.1 статьи 184.1 БК РФ в проекте решения содержатся основные характеристики местного бюджета:
- на 2014год:
общий объем доходов бюджета – 2 487 864,4 тыс. руб.
общий объем расходов бюджета – 2 487 864,4 тыс. руб.
дефицит местного бюджета – 0 тыс. руб.
- на 2015 и на 2016 год:
общий объем доходов бюджета – 2 711 850,0тыс. руб. (2015г.),
2 723 217,9тыс. руб. (2016г.)
общий объем расходов бюджета 2 711 850,0тыс. руб. (2015г.),
2 723 217,9тыс. руб. (2016г.)
дефицит местного бюджета на 2015год – 0 тыс. руб., на 2016 год – 0 тыс. руб.
Объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета, тем самым при планировании бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов соблюден принцип сбалансированности бюджета (исполнена статья 33 БК РФ).
2.2. В соответствии с п.9 статьи 184.1 БК РФ проектом предлагается к утверждению:
- перечень и коды главных администраторов доходов местного бюджета, источников финансирования дефицита местного бюджета, закрепляемые за ними виды доходов местного бюджета и коды классификации источников финансирования дефицита местного бюджета,
- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам целевым статьям, группам и подруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2014 год, на 2015 и 2016 годы,
- ведомственная структура расходов местного бюджета на 2014 год, на 2015 и 2016 годы в разрезе 12-ти главных распорядителей бюджетных средств,
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: на 2014 год – 82 804,8 тыс. руб., на 2015год – 93 518,2 тыс. руб., на 2016 год – 102 102,6 тыс. руб.
- объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы на 2014 год в сумме 1 328 032,2 тыс. руб., на 2015 год – 1 523 869,2 тыс. руб., на 2016 год – 1 499 970,6 тыс. руб. Безвозмездные поступления запланированы в объеме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций в соответствии с проектом закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»
- общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода в сумме 137537,6 тыс. руб. и на второй год планового периода в сумме 152360,0 тыс.руб. Общий объем условно утверждаемых расходов установлен в соответствии со статьей 184.1 БК РФ: на 2015 год не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение) и на 2016 год не менее 5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).
- источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Предусмотренные проектом источники финансирования дефицита бюджета соответствуют статье 96 БК РФ.
- верхний предел муниципального долга на 01.01.2015г. – 736 145,9 тыс.руб., на 01.01.2016г. – 736 145,9 тыс.руб., на 01.01.2017г. – 736 145,9 тыс.руб.
2.3. В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса РФ проектом установлены размеры резервного фонда администрации муниципального образования город Армавир на 2014 год – 2000,00 тыс. руб., на 2015 год – 2000,0 тыс. руб., на 2016 год – 2000,0 тыс. руб.
Размер резервного фонда не превышает установленное статьей 81 БК РФ ограничение 3% общего объема расходов.
2.4. В проекте решения учтены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению предельных показателей муниципального долга, а также предусмотрены ассигнования на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, составляющих муниципальный долг.
В соответствии со ст.107 Бюджетного кодекса РФ объем муниципального долга предлагается к установлению в сумме 880 000,0 тыс.руб. на каждый год планового периода. Объем муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям статьи 107 БК РФ.
Расходы на обслуживание муниципального долга предлагается установить в объеме 48 000,0 тыс. руб. на каждый год прогнозного периода 2014-2016гг. Запланированный объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15 % объема расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, что соответствует требованиям статьи 111 БК РФ.
2.5. Программой муниципальных заимствований, являющейся в соответствии со статьей 110.1. Бюджетного кодекса РФ приложением к решению о бюджете, планируется привлечение кредитов в 2014 году в сумме 508 000,0 тыс.руб., в том числе бюджетных кредитов, полученных за счет средств краевого бюджета в объеме 428000,0 тыс. руб., кредитов кредитных организаций в сумме 80 000,0 тыс. руб. Погашение основного долга предусмотрено в полном объеме в сумме 508 000,0 руб..
На плановый период 2015-2016 годов также планируется привлечение кредитов в сумме по 676 000,0 тыс.руб. ежегодно, в том числе бюджетных кредитов, полученных за счет средств краевого бюджета в объеме 428000,0 тыс. руб., кредитов кредитных организаций в сумме 248 000,0 тыс. руб. Погашение основного долга предусмотрено в полном объеме в сумме 676 000,0 руб.ежегодно.
В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципальных заимствований не превышает сумму, направляемую в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств муниципального образования.
2.6. Так же в проекте предлагается к утверждению объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования город Армавир в сумме 25799,2 тыс. руб. на 2014 год, 24165,8 тыс. руб. на 2015год и 26582,3 тыс. руб. на 2016 год. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, данные бюджетные ассигнования предусматриваются в объеме доходов от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Таким образом, проект решения о местном бюджете в целом сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир.
Нарушений бюджетного законодательства при оценке текстовой части и структуры проекта решения о бюджете не выявлено.
- 3.Основные характеристики местного бюджета.
Рассматриваемый Проект местного бюджета сформирован с учетом доходов и расходов, осуществляемых за счет субвенций и дотаций из бюджета Краснодарского края в соответствии с проектом Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
В связи с тем что, предусмотреть безвозмездные поступления в виде субсидий на софинансирование расходов по решению вопросов местного значения на момент рассмотрения проекта бюджета не представляется возможным, для объективной оценки показателей местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, прогнозные данные сопоставлялись с отчетными показателями исполнения местного бюджета за 2012 год, а так же с первоначальным планом и оценкой текущего 2013 года.
Динамика основных характеристик местного бюджета города Армавира за период с 2012 года по 2016 год:
Табл.3.1.
(млн. руб.)
Основные характеристики бюджета |
Отчет 2012 год |
2013 год |
Темп роста оценка. 2013г к факту 2012г.,% |
Проект решения на |
|||||||
2014 год |
плановый период |
||||||||||
Первоначальный план |
оценка |
проект |
Темп роста 2014г.к оценке 2013г.,%в |
Темп роста 2014г.к 2013г.,%в сопоставимых условиях. |
2015 года |
Темп роста 2015г.к 2014г.,% |
2016 года |
Темп роста 2016г. к 2015г.,% |
|||
Доходы, всего |
3 122,5 |
2129,4 |
3328,6 |
106,6 |
2487,9 |
74,7 |
116,8 |
2711,9 |
109,0 |
2723,2 |
100,4 |
Расходы, всего |
3 275,1 |
2129,4 |
3385,7 |
103,4 |
2487,9 |
73,5 |
116,8 |
2711,9 |
109,0 |
2723,2 |
100,4 |
Дефицит |
152,6 |
0,0 |
147,1 |
96,4 |
0,0 |
* |
100 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100 |
Верхний предел муниципального долга на конец года |
736,0 |
676,1 |
847,11 (согласно решения АГД о местном бюджете на 2013г) |
115 |
736,1 |
86,9 |
108,9 |
736,1 |
100 |
736,1 |
100 |
В оценке показателей 2013 года, рост доходов по отношению к отчетным данным 2012 года составит 106,6%, расходов – 103,4%, объема дефицита -96,4%.
Объем доходов в 2014 году планируются на 25,3% меньше, чем ожидается в 2013 году, объем расходов соответственно на 26,5%. Это обусловлено тем, что показатели оценки доходов и расходов местного бюджета за 2013 год отражены с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета.
В сравнении с сопоставимыми показателями первоначального плана основных характеристик местного бюджета на 2013 год, в плановом периоде 2014 года ожидается рост доходов и расходов на 16,8%, темп роста верхнего предела муниципального долга составит 108,9%.
По сравнению с прогнозируемыми показателями на 2014 год, в плановом периоде 2015 года прогнозируется прирост доходов и расходов бюджета на 9%.
В 2016 году по сравнению с прогнозируемыми показателями на 2015 год, темп роста доходов и расходов составит 100,4%.
Верхний предел муниципального долга на конец каждого года планового периода планируется без изменений в сумме 736,1 млн.руб..
- 4.Доходная часть местного бюджета
В соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета основано на:
• Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
• Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014-2016 годы;
• Основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
4.1. Анализ основных изменений бюджетного и налогового законодательства, влияющих на формирование доходной части местного бюджета.
Доходная часть бюджета рассчитывалась исходя из норм действующего бюджетного и налогового законодательства, с учетом соответствующих изменений и дополнений. Из них изменения направленные на пополнение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета:
1).с 1 января 2014 года в местный бюджет полностью (ранее – 80%) переходят поступления от продажи земельных участков и доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
2) с 1 января 2014 года в связи с созданием муниципального дорожного фонда, в местный бюджет будет поступать часть доходов от акцизов на нефтепродукты;
3) с 1 января 2016 года увеличивается норматив зачисления в местный бюджет доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%.
Изменения, направленные на снижение налоговых доходов местного бюджета, касаются сокращения размера норматива отчислений от основного налогового источника местного бюджета - налога на доходы физических лиц. Данное изменение связано с передачей с 2014 года с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования.
Кроме того, по специальным налоговым режимам предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и полная ее отмена с 1 января 2018 года.
4.2. Анализ Прогноза социально–экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014–2016 годы и прогноза доходной части местного бюджета на указанный период.
Анализ прогноза социально – экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014– 2016 годы (далее-Прогноз) и ожидаемых итогов социально – экономического развития муниципального образования город Армавир за 2013 год (в оценке) показал, что при разработке местного бюджета за основу взят сценарий социально-экономического развития муниципального образования, который предполагает рост основных показателей:
- прибыль прибыльных предприятий – 102,7% (2014г.), 114,8% (2015г.), 122,7% (2016г.)
- фонд оплаты труда – 112% (2014г.), 110% (2015г.), 107,8% (2016г.).
Следует отметить, что темпы роста налога на прибыль организаций на 2015 и 2016 годы заложены в Проект местного бюджета выше темпов роста прибыли прибыльных предприятий отраженных в Прогнозе, что свидетельствует о напряженности плановых объемов по указанному налогу.
Вместе с тем, согласно пояснительной записке к проекту бюджета, прогноз доходов местного бюджета по налогу на доходы физических лиц составлен в сопоставимых условиях с темпом роста 109,3% на 2014год, 109,1% на 2015год и 109,3% на 2016год. При сравнении с оценкой 2013 года, с учетом изменения нормативов зачисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет, в прогнозных значениях на 2014 и 2015 годы наблюдается превышение темпов роста фонда заработной платы над темпами роста налога на доходы физических лиц. Это свидетельствует о наличии резервов по указанному налогу в 2014году и, соответственно, в плановом периоде 2015 года.
Согласно проекту местного бюджета, прогнозируемый общий объем доходов местного бюджета на 2014 год составляет 2 487 864,5 тыс. руб., что на 16,8% больше первоначального плана на 2013 год и на 23,2% или на 750800 тыс. руб. ниже ожидаемого в 2013 году исполнения местного бюджета по доходам.
Динамика и структура доходов местного бюджета
за период с 2012 по 2016 годы
Табл.4.1
Показатель |
2012 год (отчет) |
2013 год (план) |
2013 год (оценка) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
||||||||||
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Темп роста к оценке 2013г,,% |
Темп роста к плану 2013г.,% |
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Темп роста к 2014 году,% |
Сумма, млн. руб. |
ССтруктура,%
|
Темп роста к 2015 году,% |
|
ВСЕГО ДОХОДОВ, в т.ч.: |
3122 |
100 |
2129,4 |
100 |
3238,7 |
100 |
2487,9 |
100 |
76,8 |
116,8 |
2711,9 |
100 |
109 |
2723,2 |
100 |
100,4 |
1.Налого вые и неналого вые доходы, из них: |
1177,1 |
37,7 |
1230,0 |
57,8 |
1247,1 |
38,5 |
1159,8 |
46,6 |
93,0 |
94,5 |
1188,0 |
43,8 |
102,4 |
1223,2 |
44,9 |
103,0 |
налоговые доходы |
855,9 |
27,4 |
896,5 |
42,1 |
890,2 |
27,5 |
841,1 |
33,8 |
94,5 |
93,8 |
870,1 |
32,1 |
103,4 |
916,2 |
33,6 |
105,3 |
неналоговые доходы |
321,2 |
10,3 |
333,5 |
15,7 |
356,9 |
11,0 |
318,7 |
12,8 |
89,3 |
95,6 |
317,9 |
11,7 |
99,7 |
307,0 |
11,3 |
96,6 |
2.Безвозмезд ные поступле ния |
1945,4 |
62,3 |
899,4 |
42,2 |
1991,6 |
61,5 |
1328,0 |
53,4 |
66,7 |
147,7 |
1523,9 |
56,2 |
114,8 |
1500,0 |
55,1 |
98,4 |
млн.руб.
Как уже было отмечено выше, снижение планируемого объема доходов в сравнении с оценкой поступлений в 2013 году обусловлено тем, что показатели оценки текущего года отражены с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета, в то время как, на момент внесения проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016гг., доходы могут быть предусмотрены без учета безвозмездных поступлений на софинансирование расходов при решении вопросов местного значения.
Прогнозируемый объем доходов на 2015 год составляет 2 711 850,0 тыс. руб., что на 223 985,5 тыс. руб. больше по сравнению с планом доходов бюджета на 2014 год, с темпом роста 109%.
Доходы на 2016 год составят 2 723 217,9 тыс. руб., что на 11367,9 тыс. руб. больше, чем в 2015 году, с темпом роста 100,4%.
Анализ прогнозируемой динамики и структуры доходной части местного бюджета за вышеуказанный период показал постепенное сокращение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и рост безвозмездных поступлений из краевого бюджета.
Так, в 2014 году темп роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (далее- собственных доходов) к оценке 2013 года составляет 93%, темп роста безвозмездных поступлений в сопоставимых условиях к плану 2013г. составляет 147,7%.
В 2015 году к плану 2014 года темпы роста собственных доходов (102,4%), ниже темпов роста безвозмездных поступлений (114,8%).
То есть в прогнозируемом периоде на 2014 и 2015 годы планируется рост зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации, в том числе и по причине передачи на краевой уровень финансирования отдельных полномочий в сфере дошкольного образования.
4.3. Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета
Одной из основных задач налоговой политики муниципального образования город Армавир на очередной финансовый год и двухлетний плановый период является увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня налоговых и неналоговых доходов.
С учетом изменений действующего законодательства, представленный проект местного бюджета отражает тенденцию сокращения собственных доходов в 2014 году на 7% (-87176,8 тыс. руб.) к ожидаемым поступлениям в 2013 году.
В плановом периоде 2015 и 2016 годов предусматривается рост собственных доходов на 2% (+28148,6тыс.руб.) в 2015году к проекту бюджета на 2014 год, и на 3% (+35266,5тыс. руб.) к проекту бюджета на 2015 год.
Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета
Табл.4.2. тыс.руб.
Наименование дохода |
2013 оценка |
2014 |
темп роста к 2013,% |
2015 |
темп роста к 2014,% |
2016 |
темп роста к 2015,% |
||||
Доходы, всего, тыс.рублей |
1247009 |
100% |
1159832,2 |
100% |
93% |
1187980,8 |
100,0% |
102% |
1223247,3 |
100,0% |
103% |
Налог на прибыль |
18700 |
1% |
19200 |
2% |
103% |
22050 |
1,9% |
115% |
27400,0 |
2,2% |
124% |
НДФЛ |
610000 |
49% |
535000 |
46% |
88% |
569600 |
47,9% |
106% |
609400,0 |
49,8% |
107% |
Акцызы на нефтепродукты |
0 |
|
25799,2 |
2% |
2% |
24165,8 |
2,0% |
94% |
26582,3 |
2,2% |
110% |
ЕНВД |
109700 |
9% |
102855 |
9% |
94% |
93915 |
7,9% |
91% |
91865,0 |
7,5% |
98% |
Единый сельскохозналог* |
4190 |
0% |
3800 |
0% |
91% |
4350 |
0,4% |
114% |
4500,0 |
0,4% |
103% |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогооблож. |
50 |
0% |
50 |
0% |
100% |
55 |
0,0% |
110% |
60,0 |
0,0% |
109% |
Налог на имущество физических лиц |
15000 |
1% |
21000 |
2% |
140% |
21930 |
1,8% |
104% |
22200,0 |
1,8% |
101% |
Земельный налог |
120000 |
10% |
120585 |
10% |
100% |
121000 |
10,2% |
100% |
121000,0 |
9,9% |
100% |
Государственная пошлина* |
12500 |
1% |
12800 |
1% |
102% |
13000 |
1,1% |
102% |
13200,0 |
1,1% |
102% |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
10 |
0% |
3 |
0% |
30% |
0 |
|
0% |
0,0 |
|
|
Итого налоговые доходы |
890150 |
71% |
841092,2 |
73% |
94% |
870065,8 |
73,2% |
103% |
916207,3 |
74,9% |
105% |
Доходы по акциям, принадлежащим городским округам |
460 |
0% |
500 |
0% |
109% |
500 |
0,0% |
100% |
500,0 |
0,0% |
100% |
Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков* |
127700 |
10% |
159360 |
14% |
125% |
161750 |
13,6% |
101% |
164990,0 |
13,5% |
102% |
Арендная плата, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов |
4300 |
0% |
1680 |
0% |
39% |
1715 |
0,1% |
102% |
1750,0 |
0,1% |
102% |
Аренда имущества |
41000 |
3% |
41000 |
4% |
100% |
41000,0 |
3,5% |
100% |
41000,0 |
3,4% |
100% |
Часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП |
3275 |
0% |
500,0 |
0% |
15% |
500,0 |
0,0% |
100% |
500,0 |
0,0% |
100% |
Прочие поступления от использования имущества |
4500 |
0% |
3600,0 |
0% |
80% |
3630,0 |
0,3% |
101% |
3650,0 |
0,3% |
101% |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду* |
7800 |
1% |
8000,0 |
1% |
103% |
8320,0 |
0,7% |
104% |
8500,0 |
0,7% |
102% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
4000 |
0% |
4000,0 |
0% |
100% |
4200,0 |
0,4% |
105% |
4400,0 |
0,4% |
105% |
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
86824 |
7% |
45000,0 |
4% |
52% |
40000,0 |
3,4% |
89% |
25000,0 |
2,0% |
63% |
Доходы от продажи земельных участков |
59000 |
5% |
37000,0 |
3% |
63% |
37500,0 |
3,2% |
101% |
37500,0 |
3,1% |
100% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба* |
14000 |
1% |
14100,0 |
1% |
101% |
14800,0 |
1,2% |
105% |
15250,0 |
1,2% |
103% |
Прочие неналоговые доходы |
4000 |
0% |
4000,0 |
0% |
100% |
4000,0 |
0,3% |
100% |
4000,0 |
0,3% |
100% |
Итого неналоговые доходы |
356859 |
29% |
318740,0 |
27% |
89% |
317915,0 |
26,8% |
100% |
307040,0 |
25,1% |
97% |
Основу бюджетных поступлений в период 2014-2016 годы составляют налоговые доходы, которые в структуре собственных доходов занимают более 73%.
На основании оценки структуры и динамики собственных доходов местного бюджета следует подчеркнуть, что обеспечение прогнозируемых параметров местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планируется с увеличением налоговой нагрузки на экономику города.
За анализируемый период темпы роста налоговых доходов превышают темпы роста неналоговых доходов, в результате чего к 2016 году доля налоговых доходов планируется в размере 75% от общего объема собственных доходов.
Несмотря на изменения налогового и бюджетного законодательства, повлекшие сокращение налоговых доходов, основная доля в общей сумме поступлений собственных доходов по-прежнему запланирована на три налога, это:
- налог на доходы физических лиц
2014 год 535000 тыс. руб. (46% в сумме поступлений, темп роста 88%)
2015 год 569600 тыс. руб. (47,9% в сумме поступлений, темп роста 106%)
2016 год 609400 тыс. руб. (49,8% в сумме поступлений, темп роста 107%)
- земельный налог
2014 год 120585 тыс. руб. (10% в сумме поступлений, темп роста 100%)
2015 год 121000 тыс. руб. (10,2% в сумме поступлений, темп роста 100%)
2016 год 121000 тыс. руб. (9,9% в сумме поступлений, темп роста 100%)
- единый налог на вмененный доход
2014 год 102855 тыс. руб. (9% в сумме поступлений, темп роста94%)
2015 год 93915 тыс. руб. (7,9% в сумме поступлений, темп роста 91%)
2016 год 91865 тыс. руб. (7,5% в сумме поступлений, темп роста 98%).
Основу неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе:
- арендная плата за землю
2014 год 159360 тыс. руб. (14% в сумме поступлений, темп роста 125%)
2015 год 161750 тыс. руб. (13,6% в сумме поступлений, темп роста 101%)
2016 год 164990 тыс. руб. (13,5% в сумме поступлений, темп роста 102%)
Темп роста доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2014 году предусмотрен с учетом перехода поступлений в местный бюджет с 80% на 100%.
- арендная плата за имущество 41000 тыс. руб. на каждый год прогнозируемого периода с темпом роста 100% .(4% в сумме поступлений в 2014г., 3,5% в 2015г.,3,4% в 2016г. )
- доходы от реализации имущества
2014 год 45000 тыс. руб. (4% в сумме поступлений, темп роста 52%)
2015 год 40000 тыс. руб. (3,4% в сумме поступлений, темп роста 89%)
2016 год 25000 тыс. руб. (2,0% в сумме поступлений, темп роста 63%)
Прогнозом подтверждается снижение объемов доходов местного бюджета от продажи муниципального имущества, так как ежегодно осуществляется сокращение площадей муниципальных нежилых помещений в связи с их отчуждением в рамках реализации Программ приватизации и выкупом субъектами малого и среднего предпринимательства, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2013-2016 года |
||||||||||||||
Табл.5.1. |
||||||||||||||
№ п/п |
Наименование |
2013 год, оценка |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
ИТОГО |
Структура % |
ИТОГО |
Структура % |
отклонение к 2013 году (гр.5-гр.3) |
ИТОГО |
Структура % |
отклонение к 2014 году (гр.8-гр.5) |
ИТОГО |
Структура % |
отклонение к 2015 году (гр.11-гр.8) |
||||
|
Всего расходов, в.ч.: |
3385711 |
100 |
2487864 |
100 |
-897846 |
2711850 |
100 |
223986 |
2723218 |
100 |
11368 |
||
1 |
Общегосударственные вопросы |
282138 |
8 |
231232 |
9 |
-50906 |
213462 |
8 |
-17770 |
213700 |
8 |
237 |
||
2 |
Национальная оборона |
280 |
0 |
51 |
0 |
-229 |
51 |
0 |
0 |
51 |
0 |
0 |
||
3 |
Нац.безопасность, правоохранительная деятельность |
26966 |
1 |
28100 |
1 |
1134 |
28100 |
1 |
0 |
28100 |
1 |
0 |
||
4 |
Национальная экономика |
187931 |
6 |
41403 |
2 |
-146528 |
36249 |
1 |
-5153 |
37386 |
1 |
1137 |
||
5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
454541 |
13 |
238696 |
10 |
-215845 |
153142 |
6 |
-85554 |
153142 |
6 |
0 |
||
6 |
Образование |
1751175 |
52 |
1383383 |
56 |
-367792 |
1574745 |
58 |
191363 |
1528913 |
56 |
-45832 |
||
7 |
Культура и кинематография |
143411 |
4 |
166954 |
7% |
23543 |
145289 |
5 |
-21665 |
145289 |
5 |
0 |
||
8 |
Здравоохранение |
311134 |
9 |
171590 |
7 |
-139544 |
179005 |
7 |
7415 |
184319 |
7 |
5314 |
||
9 |
Социальная политика |
99339 |
3 |
98472 |
4 |
-867 |
101099 |
4 |
2627 |
104672 |
4 |
3573 |
||
10 |
Физическая культура и спорт |
80797 |
2 |
79985 |
3 |
-812 |
64000 |
2 |
-15985 |
64000 |
2 |
0 |
||
11 |
Обслуживание муниципального долга |
48000 |
1 |
48000 |
2 |
0 |
48000 |
2 |
0 |
48000 |
2 |
0 |
||
12 |
Условно-утвержденные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
168708 |
6 |
168708 |
215647 |
8 |
46939 |
||
|
||||||||||||||
- 5.Расходная часть местного бюджета
Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, объем и структура расходов местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы с учетом возможностей доходной базы и установленными расходными обязательствами.
В целом расходы местного бюджета на 2014 год запланированы в объеме 2 487,9 млн. руб., что в сопоставимых условиях на 358,5 млн.руб. больше, чем было предусмотрено первоначальным планом расходов на 2013 год (см. табл.3.1.).
В связи с тем, что расходы, как и доходы, запланированы с учетом предусмотренных в настоящее время безвозмездных поступлений из краевого бюджета, расходная часть бюджета на 2014 год меньше, чем ожидается в 2013 году на 897,8 млн. руб.
В 2015 году расходная часть бюджета спроектирована с увеличением к уровню 2014 года на 224,0 млн.руб.или на 9%. В 2016 году – с приростом к уровню 2015 года в размере 11,3 млн. руб. или на 0,4%.
В процессе формирования расходной части бюджета, бюджетные назначения на финансирование расходов на 2014 год распределены по 11-ти разделам классификации расходов, на плановый период 2015 и 2016 годов распределены по 12 разделам классификации расходов.
Разделы и подразделы классификации расходов местного бюджета определены в соответствии с требованиями статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ распределения бюджетных ассигнований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов местного бюджета показал, что приоритетным направлением финансирования расходов местного бюджета является социальная сфера, что соответствует основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, предусмотренным Бюджетным посланием Президента РФ.
Структура расходов местного бюджета по разделам классификации расходов на 2014 год выглядит следующим образом:
1. Социальная сфера 76 % (1 900,4 млн. руб.), оценка 2013 года – 71% (2385,9 млн.руб.)
2.Национальная экономика, общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность и пр. 14% (348,8 тыс.руб.), оценка 2013 года 16% (545,3 млн.руб.)
3. Жилищно-коммунальное хозяйство 10% (238,7 млн.руб.), оценка 2013 года 13% (454,5млн.руб.)
Анализ расходов местного бюджета на 2014 год в сравнении с ожидаемым исполнением в 2013 году показал постепенное увеличение доли расходов на социальную сферу с 71% в 2013 году до планируемых 76% в 2014 году.
Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство изменяется с динамикой снижения с 13% от общей суммы расходов в 2013 году, до планируемых 10% в 2014 году.
Доля расходов по разделам национальная экономика, общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность и прочие так же запланирована со снижением с 16% в 2013 году до планируемых 14% в 2014 году.
В плановом периоде 2015-2016 годов сохранится преемственность в приоритетности бюджетных расходов. Так, доля расходов на социальную сферу (без учета условно-утвержденных расходов) в 2015 году планируется в объеме 72% (в абсолютной величине 2064,1млн.руб.). В 2016 году доля расходов на социальную сферу составит 74% (в абсолютной величине 2027,2 млн.руб.)
В разрезе отраслей социальной сферы основную долю расходов планируется направить на отрасль «Образование» 72,8% в 2014 году, 76,3% в 2015 и 75,4% в 2016 году.
Анализ расходов в социально–культурной сфере
на плановый период 2014-2016 годов
Табл.5.2.
Наименование |
Проект бюджета |
|||||
2014 год, тыс.руб. |
% |
2015 год, тыс.руб. |
% |
2016 год, тыс.руб. |
% |
|
Социальная сфера, всего в том числе |
1900383 |
100 |
2064137,5 |
100 |
2027192,8 |
100 |
Образование |
1383383 |
72,8 |
1574745 |
76,3 |
1528913 |
75,4 |
Культура и кинематография |
166954 |
8,8 |
145289 |
7,0 |
145289 |
7,2 |
Здравоохранение |
171590 |
9,0 |
179005 |
8,7 |
184319 |
9,1 |
Социальная политика |
98472 |
5,2 |
101099 |
4,9 |
104672 |
5,2 |
Физическая культура и спорт |
79985 |
4,2 |
64000 |
3,1 |
64000 |
3,1 |
Пояснения к формированию бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов, в том числе и по ведомствам, достаточно подробно приведены в соответствующих разделах пояснительной записки к проекту местного бюджета.
Анализ ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, показывает, что в плановом трехлетнем бюджетном периоде исполнение расходных обязательств бюджета города будут осуществлять 12 главных распорядителей бюджетных средств.
Финансирование муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с положением статей 69.1, 69,2, 78,1, 174,2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в проекте местного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг.
Всего в расходной части местного бюджета на выполнение муниципальных заданий учреждений и обеспечение их деятельности в 2014 году предусмотрено средств 1 650 334,6 тыс.руб., что составляет 66% от общего объема расходов местного бюджета.
Обеспеченность в проекте решения о бюджете средствами в объёме субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципальных заданий является одним из методов ориентации указанных учреждений, на достижение установленных количественных и качественных результатов предоставления муниципальных услуг (работ).
В вязи с чем, результативность использования вышеуказанных бюджетных ресурсов должна зависеть от повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и достижения ими заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств.
Муниципальные целевые программы
В бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г."О бюджетной политике в 2014-2016 годах" отмечено, что до настоящего времени не завершен полный переход к долгосрочному бюджетному планированию. На муниципальном уровне переходный период должен быть завершен до конца 2014 года.
Учитывая переходный период по формированию "программного" бюджета, в проекте местного бюджета на 2014 год предусмотрены незначительные ассигнования на финансирование 12-ти муниципальных целевых программ, утвержденных до внесения проекта местного бюджета с общим объемом финансирования 20 317,4 тыс. руб., что составляет 0,8% от общих расходов местного бюджета на данный период.
В связи с этим, одним из стратегических ориентиров в бюджетной политике муниципального образования город Армавир должно стать формирование долгосрочной стратегии развития программно-целевого принципа организации деятельности органа исполнительной власти. При этом мероприятия, запланированные в рамках муниципальных программ, должны быть взаимоувязаны с финансовыми ресурсами для их осуществления.
В то же время конечная эффективность "программного" бюджета должна зависеть от качества муниципальных программ, а так же механизмов контроля за их реализацией.
Выводы и предложения:
1. Перечень материалов и документов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и Положению о бюджетном процессе.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета основано на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014-2016 годы, а так же основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Армавир на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
3. Правильность применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении проекта бюджета соответствует ст.18 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказу Минфина РФ от 21 декабря 2012 г. N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы».
2. Анализ прогнозируемой динамики и структуры доходной части местного бюджета в сравнении с отчетными показателями за 2012 год, а так же с первоначальным планом и оценкой текущего 2013 года, показал постепенное сокращение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и рост безвозмездных поступлений из краевого бюджета.
В связи с чем, в прогнозируемом периоде на 2014 и 2015 годы планируется рост зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации, в том числе и по причине передачи на краевой уровень финансирования отдельных полномочий в сфере дошкольного образования.
Анализ прогноза социально–экономического развития муниципального образования город Армавир на 2014– 2016 годы и ожидаемых итогов социально–экономического развития муниципального образования город Армавир за 2013 год (в оценке) показал, что темпы роста налога на прибыль организаций на плановый период заложены в Проект местного бюджета выше, чем темпы роста прибыли прибыльных предприятий утвержденные Прогнозом, что свидетельствует о напряженности плановых объемов по указанному налогу. Вместе с тем, при сравнении с оценкой 2013 года, с учетом изменения нормативов зачисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет, в прогнозных значениях на 2014 и 2015 годы наблюдается превышение темпов роста фонда заработной платы над темпами роста налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о наличии резервов по налогу на доходы физических лиц.
3. Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, предусмотренный статьей 33 Бюджетного кодекса, объем и структура расходов местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы с учетом возможностей доходной базы и установленными расходными обязательствами.
Разделы и подразделы классификации расходов местного бюджета определены в соответствии с требованиями статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Анализ распределения бюджетных ассигнований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов местного бюджета показал, что приоритетным направлением финансирования расходов местного бюджета является социальная сфера, что соответствует основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, предусмотренным Бюджетным посланием Президента РФ.
Так, доля расходов местного бюджета на социальную сферу планомерно увеличивается с 71% в 2013 году до прогнозных 76% в 2014 году.
В то же время, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, общегосударственные вопросы и другие разделы прогнозируется с динамикой снижения.
5. В соответствии с положением статей 69.1, 69,2, 78,1, 174,2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в проекте местного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг.
Обеспеченность в проекте решения о бюджете средствами в объёме данных субсидий является одним из методов ориентации указанных учреждений, на достижение установленных количественных и качественных результатов предоставления муниципальных услуг (работ).
6. Одним из стратегических ориентиров в бюджетной политике, отраженных в Бюджетном послании Президента РФ, остается формирование и реализация долгосрочной стратегии развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти.
Учитывая переходный период по формированию "программного" бюджета, в проекте местного бюджета на 2014 год предусмотрены незначительные ассигнования на финансирование 12-ти муниципальных целевых программ, утвержденных до внесения проекта местного бюджета.
7. Нарушений бюджетного законодательства при оценке текстовой части, структуры проекта решения о бюджете, а так же нарушений ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, не установлено. Так:
-в соответствии с п.9 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода установлен не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение) и на 2016 год не менее 5% от общего объема вышеуказанных расходов.
- предусмотренные проектом источники финансирования дефицита бюджета соответствуют статье 96 БК РФ.
- размер резервного фонда, предлагаемый к утверждению, не превышает установленное статьей 81 Бюджетного кодекса РФ ограничение 3% от общего объема расходов.
-в проекте решения учтены требования Бюджетного кодекса РФ по установлению предельных показателей муниципального долга, а также предусмотрены ассигнования на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, составляющих муниципальный долг.
- объем муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.
- запланированный объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15 % объема расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, что соответствует требованиям статьи 111 Бюджетного кодекса РФ.
- в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципальных заимствований не превышает сумму, направляемую в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, проект решения о местном бюджете в целом сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента РФ, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Армавир.
Вместе с тем, по результатам проведенной экспертизы, контрольно-счетная палата муниципального образования город Армавир рекомендует следующее:
1. В целях сокращения роста зависимости местного бюджета от финансовой помощи субъекта Российской Федерации:
- главным администраторам (администраторам) доходов, главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств и иным участникам бюджетного процесса направить консолидированные усилия на увеличение доходного потенциала налоговой системы, повышение уровня налоговых и неналоговых доходов и выполнение плановых показателей поступления доходов в местный бюджет и снижение недоимки по администрируемым платежам;
2. В целях повышения результативности использования бюджетных ресурсов, повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств, главным распорядителям бюджетных средств необходимо:
- при формировании бюджетных проектировок, в случае недостаточности средств для финансового обеспечения бюджетных приоритетов, оптимизировать другие расходы, принятие новых расходных обязательств должно быть обоснованным и крайне взвешенным;
- осуществлять формирование муниципальных заданий исходя из оценки потребностей физических и юридических лиц в услугах, при этом бюджетное финансирование должно быть увязано с показателями выполнения учреждениями муниципальных заданий и соблюдением ими требований к качеству муниципальных услуг;
- оптимизировать расходы муниципальных учреждений в соответствии с потребностями населения в услугах.
3. В целях перехода к "программному" бюджету, соответствующим структурным подразделениям администрации муниципального образования город Армавир в течение очередного финансового года необходимо завершить работу по разработке проектов муниципальных программ, охватывающих все направления социальной и экономической политики муниципального образования город Армавир.
Муниципальные программы должны стать главным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Мероприятия, запланированные в рамках муниципальных программ, должны быть взаимоувязаны с финансовыми ресурсами для их реализации. В то же время, конечная эффективность "программного" бюджета должна зависеть от качества муниципальных программ, а так же механизмов контроля за их реализацией.
4. В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета, экономии бюджетных средств, сохранения умеренной долговой нагрузки и соблюдения требований ст.136 Бюджетного кодекса РФ:
- не допускать образование просроченной кредиторской задолженности, а в случае её наличия – проводить планомерную работу по ее сокращению,
- не принимать к исполнению расходные обязательства не связанные с решением вопросов, отнесенных действующим законодательством к полномочиям органа местного самоуправления.
Подводя основные итоги рассмотрения проекта решения Армавирской городской Думы «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», контрольно-счетная палата муниципального образования город Армавир считает возможным принять представленный проект с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Настоящее заключение составлено в 3-х экземплярах.
Председатель контрольно-счетной палаты
муниципального образования город Армавир Е.А.Кузнецова